Психосоматические нарушения – заболевания, причиной которых является психологическое состояние человека, накопление стресса или неспособность справиться с тяготами сложившихся обстоятельств. Психосоматическая бронхиальная астма относится к патологиям, частой причиной которых являются конфликты в семье. Болезнь может развиться в любом возрасте при нарастании психологической нагрузки на личность человека. Заболевание поддается лечению при правильном подходе к терапии.
Психосоматические причины развития бронхиальной астмы
Далеко не во всех случаях столкновения со стрессовой нагрузкой у человека возникает риск развития психосоматической бронхиальной астмы. Как правило, отправной точкой заболевания становится постоянное напряжение в семье и отсутствие взаимопонимания близких людей.
В зависимости от возраста можно выделить следующие причины патологии:
- У детей младшего и среднего возраста – недостаток внимания, связанный с появлением в семье младших братьев или сестер.
- У подростков – подавление агрессии и внутренних переживаний, связанных с общением со сверстниками и самоосознанием.
- У молодых девушек – психологическое напряжение из-за начала самостоятельной жизни в отрыве от матери, осознания себя как взрослого человека.
- У молодых парней – напряжение из-за предстоящей ответственности как главы семьи.
- У взрослых и зрелых людей – разрыв отношений, сексуальная неудовлетворенность, кризис личности.
Эти факторы при должном прохождении терапии или избавления от стрессов и комплексов путем самореализации могут пройти без каких-либо нарушений здоровья, но для этого человеку требуется большая сила воли и помощь окружающих.
Причины развития психосоматических нарушений у детей
Детская психика очень хрупкая и даже малейшие нарушения в процессе воспитания способны привести к значительным проблемам в будущем. В отличие от комплексов и личностных проблем, проявляющихся в дальнейшей жизни, психосоматическая астма может начать свое развитие в возрасте 3-5 лет.
Причины развития психосоматических заболеваний у детей:
- недостаточное внимание со стороны родителей, в частности— матери;
- негативное отношение к малышу как к нежеланному ребенку;
- подавление ребенка путем создания завышенной планки требований;
- чрезмерная опека со стороны родителей, подавление инициативности;
- повышенная ответственность и недостаток внимания взрослых, связанный с рождением младших сестер или братьев.
Для предупреждения развития психосоматических заболеваний у детей младшего и среднего возраста родителям необходимо ознакомиться с базовыми правилами педагогики, воспитания и психологии детей. Детская психология – обширный раздел знаний, разделенный по возрастным категориям, изучение которых позволит лучше понимать ребенка и обеспечить ему спокойное и здоровое детство.
Причины развития психосоматических болезней у взрослых
Кризис самосознания и психологические проблемы накапливаются на протяжении всей жизни человека, становясь неподъемным грузом.
Приступы психосоматической бронхиальной астмы у взрослого могут быть спровоцированы следующими факторами:
- недовольство физическими данными или реализацией возможностей в настоящий момент, невозможность достичь определенного идеала (заболевание является методом оправдания);
- завышенные требования к окружающим (бронхиальная астма выступает как способ управления эмоциями окружающих);
- невозможность самостоятельного принятия решений и ответственности;
- отсутствие четкой иерархии жизненных ценностей;
- зависимость от мнения окружающих;
- недостаточная решимость во время разрешения конфликтных ситуаций.
Зачастую заболевание становится щитом, защищающим человека от внешнего мира или собственных проблем, позволяя отойти в сторону и не вмешиваться в происходящее.
Эмоции, которые приводят к заболеванию
Исходя из перечисленных выше причин появления психосоматической бронхиальной астмы, можно выделить конкретные эмоции и ощущения, негативно влияющие на состояние человека:
- подавление агрессии;
- недостаточное количество сил для того, чтобы справиться с депрессивным состоянием;
- недостаточное количество ласки, заботы и ощущения близости со стороны родственников и друзей;
- подавляемые негативные эмоции, стресс;
- одиночество, недостаток общения;
- повышенная раздражительность или тревожность;
- недостаток психологической поддержки;
- склонность к алекситимии (проблемы осознания и определения собственных эмоций);
- накопленная сексуальная неудовлетворенность.
Подавляемые негативные эмоции рано или поздно дают о себе знать не только посредством возникновения бронхиальной астмы, но и в форме различных нарушений работы нервной и других систем организма.
Психологический портрет астматика
Кроме выраженной склонности к уединению в поведении людей с диагнозом бронхиальная астма можно выделить следующие качества:
- Замкнутость.
- Обидчивость.
- Повышенная раздражительность, нервозность.
- Быстрый ритм речи, склонность к негативным высказываниям.
- Депрессивность.
- Инфантильность.
- Зависимость от мнения окружающих.
- Капризность.
- Нерешительность.
Стоит отметить, что перечисленные качества не являются стопроцентным портретом астматиков, а только приблизительно характеризуют человека, основываясь на данных статистики.
Психотерапия при бронхиальной астме
Для устранения причин развития бронхиальной астмы применяются различные методы повышения самооценки, формирования здоровой социализации и развития психологической стойкости человека при столкновении со стрессом.
Исходя из портрета астматика, можно предположить возникновение следующих проблем во время лечения, препятствующих выздоровлению:
- Отрицание.
- Вытеснение.
- Регрессия.
Эти модели поведения относятся к защитным механизмам психики больного, однако при должном воздействии со стороны специалистов их проявление также уменьшается.
Для наибольшей эффективности психотерапии применяются групповые занятия, в ходе которых проводятся:
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- аутогенная тренировка (восстановление гомеостатических процессов);
- комплексы по функциональному расслаблению.
Однако без изменений в повседневной жизни терапия может не дать результата. Для устранения психосоматических явлений необходимо избавиться от стрессового фактора, оказывающего большое воздействие на человека.
Индивидуальная работа с психологом направлена на:
- развитие самостоятельности, возможности брать ответственность за собственные действия;
- снятие стресса во время сеансов и в повседневной жизни;
- проработку конфликтов прошлого;
- развитие здоровой реакции на мнение окружающих;
- формирование способности находить контакт с близкими и малознакомыми людьми.
Также во время прохождения терапии возможно назначение успокоительных средств ряда Валерьянки, Пустырника, Седуксена, Элениума и комплексов противогистаминных препаратов.
Восстановление психологического состояния человека напрямую связано с нормализацией эмоциональной обстановки в семье, в отношениях между супругами, контакта с родителями или детьми.